Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Рекомендации для родителей "Развитие мелкой (тонкой) моторики рук" подготовила учитель-логопед Спиркина М.Г.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

  1. Ребёнок опускает кисти в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем(вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные предметы.
  2. Описание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
  3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочерёдно правой и левой рукой. Более сложный вариант- ребёнок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами )его зарисовывает.
  4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
  5. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.
  7. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст- 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья- фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

  1. Игра «Повтори движение»

Взрослый, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены- любая комбинация). Ребёнок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки- повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему её ещё необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребёнка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

  1. Игры с рисованием.

Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребёнок рисует лабиринт для родителя, а родитель для ребёнка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

  1. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведённых ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. в играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие- нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Насыпаем в кастрюлю 1кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут- будут из печи

Булочки и калачи».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это –«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Строим «сруб» из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней12 узлов. Ребёнок , перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

« Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

  1. Игры –шнуровки Марии Монтессори:

- развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивает пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

И играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также , что не маловажно, игры- шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Успехов Вам и вашим детям!!!